К западу от Телави в Грузии есть интересный монастырь – Икалто.
Впрочем о чем это я? К западу от Телави вообще ВСЕ монастыри интересные. С одной стороны Старая и Новая Шуамта. Старая помнит монгольские нашествия и хранит уют древнего монастырского подворья. Новая – усыпальница дворян Чавчавадзе, в которой похоронен самый известный ее представитель Александр Чавчавадзе, тесть Грибоедова и крестник Екатерины Второй.
Икалто находится несколько западнее, в следующем ущелье, на северном склоне горных хребтов, опоясывающих с юга древний центр Кахетинского царства. Добраться сюда совсем несложно – дорога хорошая и удобная. При монастыре есть мужская обитель, а опоясывает его современное кладбище, где есть весьма примечательные памятники.
Особенность Икалто в его наследии. Это один из древнейших монастырей страны, основанный в 6-м веке на заре грузинского христианства знаменитыми ассирийскими отцами. Собственно, центральное ядро главного монастыря стоит на древней церквушке, в углу который и был похоронен один из этих отцов по имени Зенон.
Но самая главная достопримечательность – живописные монументальные руины двухэтажного здания с колоннами, портиками, хитрыми проходами и винный погребом. Принято считать, что это остатки Академии Икалто – крупнейшего учебного заведения средневековой Грузии (наряду с Кутаисской Гелати), построенного ее первым ректором Арсеном Икальтоэли в 12-м веке, в эпоху царицы Тамар.
Согласно одной из неподтвержденных версий, недолгое время в стенах Академии Икалто учился юный Шота Руставели, автор канонической грузинской поэмы “Витязь в тигровой (а точнее барсовой) шкуре”. И если предположить, что это правда, то можно представить, как будущий поэт по вечерам бегал с сокурсниками на ближайший холм над монастырем, откуда открывается великолепный вид на всю западную Кахетию. Особенно прекрасен он в закатных лучах солнца, подсвечивающих блестящую точку огромного и столь же древнего Алавердинского собора посередине Алазанской долины, хорошо видимого из этих мест.
Идеальное место для творчества!
Материал взят у Путевой дневник этнолога