Десятый век по праву считается временем начала Золотого века Грузии. Почти 300 лет страна находилась в руках арабских властителей, опустошивших её земли во время нашествий. Только Абхазия оставалась вне их влияния и развивалась, поскольку арабские отряды не дошли туда из-за болезней и труднопроходимой местности. Она играла ту же роль, что и Новгород в средневековой Руси – здесь прятались от нашествий жители Западной Грузии. Но, большая часть грузинской элиты и крестьян Восточной Грузии нашли спасение далеко на западе, в горных землях Тао-Кларджети, ныне расположенной в северо-восточной Турции. Здесь сохранилась и продолжила развитие культура древней Грузии.
К десятому веку княжеские ветви грузинских Багратидов перемешались с армянскими Багратидами и абхазскими царями Ачба (современная фамилия Анчабадзе), так что разница между ними стала очень условной. Абхазские цари изгнали арабов из Западной Грузии, бывших земель Лазики, и перенесли духовное и политическое управление в Кутаиси. Тифлисский арабский эмират в Восточной Грузии тоже изменялся. Тифлисский халиф Саак из династии Шуабидов попытался отколоться от халифов Багдада, но был казнен распятием на кресте во время ответной карательной экспедиции. Тбилиси в очередной раз был сожжен и его последние христиане бежали в Абхазское царство. Земли эмирата сократились до окрестностей города, которым теперь правил совет старейших из династий Шейбанидов и Джафаридов. Благодаря этому, Кахетинские цари получили свободу и их царство значительно разрослось на востоке, став сильнейшим в регионе. Так возникли три независимых грузинских государства – духовный центр Грузии в Тао-Кларджети, политический в Абхазском царстве и военный в Кахетинском царстве.
Земли Западной Грузии процветали. В Тао-Кларджети царствовал Давид Третий Куропалат (Великий), признанный Византийской империей, как лояльный наместник. Он построил культурную и духовную столицу средневековой Грузии – город Артануджи (ныне Ардануч в Турции), перестроил главные монастыри той эпохи – Ордзхе, Опиза, Зарзма, Хандзта и Ошки (копия Айя-Софии). К востоку, в землях Джавахети, абхазский царь Георгий Второй построил монастырь Кумурдо, где по сей день сохраняются барельефы с изображениями его сына Леона Третьего и дочери Гурандухт. Епархии Западной Грузии и Абхазии в 950 году объединились и признали верховенство Грузинской церкви с центром в Мцхете. Литургии теперь читали только на грузинском языке. Через духовный центр в Чкондиди, абхазские цари занимались крещением предков черкес и осетин на Северном Кавказе – в Алании и по побережью до устья реки Туапсе. Грузинские монахи появились на Афоне в Греции, в новом Иверском монастыре.
Давид Третий много воевал, изгоняя туркменских кочевников, бродивших со стадами в грузинских долинах при арабской власти. В 975 году, он усыновил мальчика из второстепенной ветки Багратионов и Ачба, поскольку у него самого не было наследников. В результате удачного династического брака, этому мальчику суждено было стать первым царем единой Грузии, известным под именем Баграт Третий. В 980 году Давид привез Баграта в древний город Упплисцихе, все еще главный культурный и политический центр Восточной Грузии. Здесь его официально объявили наследником всех трех свободных грузинских царств, царем царей. Кахетинские князья пытались сопротивляться решению, и даже ненадолго захватили Баграта в плен, но Давид освободил его и заставил их признать общую власть. Новым центром Грузии стал Кутаиси.