Давиду понадобилось 16 лет, чтобы победить конкурентов. В 1104 году он созвал два церковных собора в Руиси и Убниси, которые провели реформу церкви. Теперь управление в Грузии становилось централизованным, а церковь играла роль исполнительной власти. Епархии в Ацкури, Самтависи, Хони и Чкондиди подчинились единому центру в Мцхете. Через год, вся Грузия, за исключением Тбилиси и окрестностей, была объединена под властью единого царя. Главным духовным центром на долгие годы стал Гелатский монастырь около Кутаиси, где хоронили представителей правящей семьи. Гелати был первым грузинским университетом международного уровня, наравне с Икалто в Кахетии.
Давид Строитель выдал своих дочерей за Ширванского хана и Византийского императора Комнина, что помогло Грузии стать сильнейшей державой в регионе. Он создал регулярную армию «Монаспов», в которую входили десятки тысяч отборных всадников, половецкие кочевники и европейские крестоносцы (франки). С ними он выбил турок из Тао-Кларджети и Джавахети и отобрал у них город Самшвилде. Давид пригласил в Грузию 40000 половецких семей с Северного Кавказа и для закрепления союза, женился на дочери половецкого хана, а третью дочь выдал за аланского князя, предка осетин. Духовное влияние Грузии на Северном Кавказе настолько распространилось, что в христианство перешли аланы и часть предков ингушей и чеченцев, известных под именем цова-тушины или бацбийцы.
В 1121 году мусульманские правители от Египта до Багдада, объединились с турками и решили уничтожить Грузию. Давид встретил их на Дидгорских холмах с половцами и крестоносцами. Несмотря на превосходящее число, ему удалось хитростью разгромить эти армии, что на десятки лет помогло Грузии и Армении избавиться от мусульманской угрозы. Через год, Тбилиси окончательно вернулся в состав Грузии, а в 1123-1124 годах грузинская армия полностью освободила Армению и дошла до Каспийского моря и Дербента в Дагестане. Границы Грузии расширились максимально за всю историю и в обществе появилось понятие единой страны – Сакартвело.
Перед смертью, Давид успел провести реформу языка. Сложная письменность «асомтаврули» хорошо подходила для церковных записей и резьбы по камню. Давид ввел в обиход её упрощенную живую версию «мхедрули», которая применялась еще долгие века в Грузии, потому что была понятна и доступна всем. Давид оставил после себя очень путанное завещание. Когда в 1125 году к власти пришел его преемник Деметре Первый, ему пришлось столкнуться с большой братской войной, в которой он с трудом выстоял. В 1137 году он захватил Гянджинское ханство, которое не смог покорить его отец, но лишь благодаря землетрясению, уничтожившему большую часть городов и селений Кавказской Албании, как тогда называли Азербайджан. В 1155 году, в результате заговора, Деметре был отправлен в Давид-Гареджийскую пустынь. Ему наследовал ненавистный сын Георгий Пятый, но его отравили и царем стал младший Георгий Третий. Заговору помогали дворяне из рода Орбели, которые помогли новому царю вернуть власть от Армении до Дербента. Однако, им этого оказалось мало. Они решили привести к власти одного из сыновей Давита Пятого – Демну, не имевшего прав на трон. Заговор вскрылся, Демна погиб после пыток, как и часть Орбели, помогавших ему. Род Орбели был проклят на целое поколение, пока их не простила царица Тамар. По версии поэта Тамара Эристави, Демна не погиб, а ушел в тайную ссылку под именем Руставели, после чего написал свой знаменитый труд про «Витязя в барсовой шкуре».
У Георгия Третьего не было сыновей, поэтому в 1178 году в Упплисцихе он официально признал свою дочь Тамар соправительницей. Младшую дочь Русудан он выдал замуж за Мануила Комнина от брака с которым родился будущий первый император Трапезундской империи. Помогала управлению царством сестра Георгия, тоже Русудан, которая жила в Самшвилде.
Тамар жила в Тбилиси до смерти отца в 1184 году. Дворяне потребовали ее повторной коронации в Кутаиси, где заставили её пойти на большие уступки. Больше не разрешалось приглашать на высокие должности иностранцев и незнатных людей. Ей пришлось подавить восстание в церковных и дворянских кругах, поскольку было много желающих сделать царскую власть номинальной. Особенно усердствовали представители рода Джакели, чьей вотчиной всегда были земли Самцхе-Джавахети.
Дворяне потребовали от Тамар заключить брак с христианским правителем и против её воли выбрали мужем Юрия Боголюбского, русского князя, бывшего в изгнании у половцев из-за междоусобиц на Руси. Тамара заняла пост Верховной правительницы, а Юрий царя Грузии. При поддержке братьев Закария и Иванэ из армяно-курдского рода Мхаргрдзели, Тамар и Юрию удалось отобрать у турок обширные земли Армении вплоть до Карса. Юрий оказался садистом, пьяницей и как тогда говорили, содомитом. К 1188 году его возненавидели в обществе, да с семьей не заладилось. В конце концов, Юрия лишили царства и изгнали в Византию. Вторым мужем Тамар стал аланский царевич Давид Сослан, которого она выбрала сама по любви. Вместе они правили Грузией в гармонии. К тому времени, Иерусалим захватил у крестоносцев арабский полководец Салах-ад-Дин. С ним Тамар заключила договор о границах и о покровительстве над грузинским монастырем Креста, чтобы грузинских паломников не трогали.
Однако, бывший муж Юрий не угомонился. В начале 1190-х годов он дважды вторгался в Грузию. В первый раз при поддержке султана Эрзурума и части дворян-предателей из южных областей, включая род Дадиани, он дошел до Кутаиси, где его короновали в монастыре Гегути. Затем Давид Сослан окружил его войско и разбил у крепости Тмогви. Юрий бежал в Византию, а оттуда в Ширван (Азербайджан), где удачно женился и получил пост. Отсюда он вновь пытался вторгнуться в Грузию, но был разбит и погиб. Есть версия, что Юрий был похоронен в Тбилисском монастыре Лурджи, но могила не сохранилась.
Военные действия с Юрием за пределами установленных договором границ привели к созданию мусульманской коалиции против Грузии, которая привела стороны к масштабной Шамхорской битве на территории Ширвана в 1195 году из которой грузинская армия вышла с блестящей победой. Конец двенадцатого века – пик Золотой эпохи, когда Грузия захватила весь Восточный Кавказ и Армению, и готова была вторгнуться в Иран, но эта задача оказалась слишком амбициозной. Эта эпоха оставила после себя грандиозное культурное наследие, важнейшим из которого является повесть «Витязь в барсовой шкуре», написанная Шотой Руставели, учившимся в академии Икалто в Кахетии. Тамар любила путешествовать по своей стране, посещала крепости и города, помогала их развитию, как это случилось с пещерным монастырем в Вардзии. В ее эпоху Сванетия превратилась в хранилище наследия грузинской культуры – в ее башнях прятали иконы, рукописи и церковную утварь в сложные для страны времена.