Из-за Тбилисобы традиционная рубрика по выходным чуть сдвинулась на вечер понедельника: продолжаем вспоминать фильмы знаменитого режиссера. Хотя «Кин-дза-дза!» – больше, чем кино, это отдельный культ и целая вселенная для нескольких поколений зрителей.
Влияние этой трагикомической антиутопии на массовую культуру постсоветского пространства огромно: миллионам людей не надо объяснять ценность малиновых штанов (предсказавших малиновые пиджаки «новых русских»), зачем «делать ку» перед начальством и почему нужно любить Господина ПэЖэ (он же хозяин планеты Плюк). Язык, придуманный сценаристами Георгием Данелия и Резо Габриадзе, описывал умирающий на глазах Советский Союз, но вполне подходит и для обозначения того, что происходит сейчас.
Пока снимался фильм, в СССР полным ходом шла «гонка на лафетах»: один пожилой генсек сменял другого, почившего. Начинали работать над антиутопией при Андропове, а закончили уже при Константине Устиновиче Черненко, имевшем инициалы К.У. Пришлось спешно придумывать замену (в противном случае фильм бы не пропустили цензуры) – рассматривались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и другие, однако вскоре и Черненко скончался. А слово «Ку» в фильме – осталось.
Еще из особенностей кинопроизводства того времени: детали инопланетной одежды искали на свалках в пустыне Каракумы, где снимался фильм, а главным костюмом на планете Плюк стали кальсоны и майки фирмы «Заря», которые обесцвечивали в хлорке и выжигали. Заполучить дефицитные двести лампочек для шлемов эцилоппов (полицейских) Данелия в итоге помог первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин.
Фильм смешной, грустный, забавный, умный – эпитеты модно продолжать. А можно посмотреть (молодёжь могла и не видеть) или пересмотреть по этой ссылке