Уже ставшая традиционная рубрика вечером воскресенья, где мы вспоминаем фильмы знаменитого режиссера.
Гимн оттепели по сценарию Геннадия Шпаликова и, возможно, самый оптимистичный фильм шестидесятых – в чем, как ни удивительно это звучит сейчас, его упрекали некоторые современники. Мол, создатели выполняли «социальный заказ» – повысить количество «позитива» в советском кино. И вообще, где в сценарии конфликты и сложная драматургия. И правда, фильм населяют счастливые, обаятельные, хорошие люди, и живут они в прекрасном городе – Москве начала шестидесятых. Все действие умещается в один день, во время которого с героями происходит множество событий – от знакомства с большим писателем, которое может изменить судьбу, до коллективной погони за вором в парке.
Главные герои – три парня и девушка, все – типажи тогдашнего времени, но при этом живые и обаятельные: начинающий писатель из Сибири, метростроевец, продавщица из ГУМа и жених, которому нужна отсрочка от армии. Жанр «лирическая комедия» выдумал режиссер Данелия при сдаче картины худсовету – первоначально ее представляли как «несмешную комедию», а это понять советским редакторам было не под силу.
➡️ В фильме снялись многие молодые, тогда неизвестные, но ставшие впоследствии знаменитыми актеры – Никита Михалков, Евгений Стеблов, Ирина Мирошниченко, будущий Портос Валентин Смирнитский, Владимир Басов, Инна Чурикова. Про 18-летнего Никиту Михалкова (осуждая, конечно же, его нынешнюю “деятельность”), известен такой фанфакт: однажды после съемок он подошел к Данелии и попросил поднять свой гонорар с 8 до 25 рублей. Режиссер схитрил и сказал, что на место Михалкова возьмут другого актера. Никита, по воспоминаниям, чуть ли не расплакался, попросил прощения и сказал, что этому приему его научил брат Андрон Кончаловский.
Про «Я шагаю по Москве» можно написать диссертацию, и не одну, но лучше один раз посмотреть (или пересмотреть).